ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему.
Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырех наиболее важных условий:
1) квалифицированного, творчески работающего учителя;
2) коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;
3) необходимых средств обучения;
4) доверительных отношений между учащимися и учителем основанных на взаимном уважении.
В группе психолого-дидактическихможно указать следующие условия:
1) уровень обученности учащихся, соответствующий программным требованиям;
2) наличие обязательного уровня сформированностимотивов учения и труда;
3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;
4) применение активных форм и методов обучения.
Вся совокупность требованиик учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:
- воспитывающего и развивающего обучения;
- научности;
- связи теории с практикой, обучения с жизнью;
- наглядности;
- доступности;
- систематичности и последовательности;
- самостоятельности и активностиучащихся в обучении;
- сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;
- целенаправленности и мотивации обучения;
- индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающийпри подготовке урока руководствуется и специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:
- определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;
- уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;
- определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
- выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;
- определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;
- стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.
Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.