Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куйтунский район, п. Харик, улица Ленина, 14
Телефон: 8 (395)-369-41-78
Главная / Учителям /Методическая копилка /Анализ и самоанализ урока

Анализ и самоанализ урока

  |  Просмотров: 61

Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителяи учащихся.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий - достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный - отдельных элементов урока.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

1.      Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

2.      Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

3.      Организационное начало урока:

-  готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

-  подготовленность учащихся -дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

-  подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4.  Организационная структура урока:

-  мобилизующее начало урока;

-  последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

-  насыщенность урока, темп его проведения и т.д.

5.  Анализ содержания учебного материала урока:

-  обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

-  соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

-  соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д.

6.  Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

-  цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

-  обоснование выбора методов обучения;

-  пути реализации дидактических принципов в обучении;

-  индивидуализация и дифференциация в обучении;

-  взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7.  Деятельность учителя:

-  научность и доступность изложения новых знаний;

-  использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

-  организация закрепления учебного материала;

-  организация самостоятельной работы учащихся;

-  проверка и оценка знаний и умений учащихся;

-  вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

-  отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

-  задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

-  пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

-  эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

-  контакт учителя с классом и т.д.

8.  Деятельность учащихся:

-  подготовка рабочего места;

-  поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

-  интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

-  состояние их устной и письменной речи;

-  знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

-  отношение учащихся к учителю;

-  степень и характер участия коллектива в целомИотдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

9.  Выводы:

-  выполнение плана урока;

-  достижение целей урока;

-  особенно интересноеи поучительное на уроке;

-  что произвело на уроке наибольшее впечатление;

-  какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

-  оценка урока.

С помощью приведенной общей схемывозможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:

1.Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2.Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

3.Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?

4.Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?

5.На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

6.Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7.Как отбирались для урока формы обучения?

8.Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9.Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10.                    За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

11.                    Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

12.                    Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?

 Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа "мне урок понравился", "учащиеся и учитель работали активно", "цель урока достигнута" и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа – способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и самоанализа должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки урока, а не только после его проведения.

Наверх страницы