Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куйтунский район, п. Харик, улица Ленина, 14
Телефон: 8 (395)-369-41-78

задачи курсов

  |  Просмотров: 66

Скрытые задачи, решаемые элективными курсами, или на пути к освоению современных образовательных технологий

Основное возражение, которое приходится слышать от оппонентов, противников траты времени «на пустяки», можно сформулировать при­мерно так: «Своими элективными курсами вы отнимаете время у ученика и учителя на подготовку к экзаменам. Учебные программы (стандарты) сегодня таковы, что времени на их освоение и так не хватает, а вы... ». Думаю, что доля истины в этих монологах (нас оппоненты не слы­шат, так как не слушают) есть. Стандарты (все имеющиеся их проекты), программы действительно перегружены; задачи (требования к уровню достижений выпускников) не конкретизированы и потому не выполни­мы. И это все происходит на фоне так и не произошедшего в умах учи­телей осознания утопичности идеи передачи ученику «всего опыта, на­копленного человечеством». Многие учителя продолжают считать, что требования «полноты» содержания учебного предмета по отношению к одноименной науке — благо. Попробуем вступить с этими учителями в полемику.

Тезис первый. Ученику действительно надо предоставить возмож­ность подготовиться к экзамену, оснастить всем тем, что поможет ему надлежащим образом «пройти» выпускные и вступительные испытания. Но только ли знания и предметные умения помогут ему это сделать? Разве не важно то, как он будет излагать материал, содержащийся в билете, реагировать на вопросы, вести диалог? А есть ли у учителя до­статочный ресурс времени на отработку этих составляющих успеха на уроке по общеобразовательному или профильному предмету? Ответ од­нозначен — нет. Значит, нужно найти в учебном плане место, где реше­ние данного набора задач будет доминировать. Решить эти задачи мы и предлагаем на элективных курсах.                                                                                                       .

Тезис второй. Для успешной сдачи экзамена ученик должен уметь самостоятельно_ра6отать с: источниками, уметь искать необработанную специально (как в учебнике) информацию, "использовать при решении учебных задач свои собственный жизненный опыт. Понятно, что в реше­нии этой задачи учебник, жесткая учебная программа не всегда помога­ют. Да и учебная группа в 25—30 человек этому не способствует. Значит, и здесь могут выручить элективные курсы, занятия по которым будут организованы в малых группах и проходить в лаборатории, библиотеке, информационном центре.

Тезис третий. Мотивация к изучению того или иного предмета воз­никает у ученика через успех. Нравится обычно то, что получается. Но ведь успешны на уроке далеко не все. У части учеников вырабатывается привычка быть неуспешным, у кого-то возникает страх получить двойку, тройку. Элективные же курсы могут и должны стать тем местом, где ученик не боится получить плохую оценку, «не попасть в ответ». Он начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощается, приобре­тает опыт успешного ученичества. Повышается эффективность работы ученика (учителя) на обязательных для изучения курсах.

И, наконец, еще один возможный тезис. Не успешность ученика выз­вана стойким конфликтом с единственным учителем данного предмета, у которого есть свое понимание блага для ученика («я ему желаю добра, готовлю его к экзаменам» и т.п.). Вырваться из-под диктата сильного предметника традиционного типа путем самостоятельного выполнения какой-то задачи (проекта, набора задач или опытов, списка обязатель­ных творческих работ, изученных источников и т.п.) можно через инди­видуальный учебный план на курсе по выбору.

Конечно, нарисованная выше картина во многом идеальна, на прак­тике все будет не совсем так, но влиять на мотивацию к учению по тра­диционным предметам элективные курсы безусловно будут. Подобные эффекты наблюдаются в тех школах, которые давно ввели элективные курсы в учебные планы.

Сформулированные выше тезисы позволяют сделать и еще один вы-водЛ1ри правильных действиях школьной администрации с введением в учебный план школы элективных курсов учителя будут поставлены пе­ред необходимостью осваивать современные образовательные технологии. Эти технологии будут распространяться и на обязательные для изучения предметы, что окажется весьма значимым для изменения в целом ситуации в школе.

Любой элективный курс – авторский

Как уже говорилось, основой для работы учителя, ведущего курс по выбору, могут стать программы факультативных курсов, разнообразные учебные пособия. Даже если учителю повезет, и он купит специально созданный под элективный курс учебно-методический комплект, то труд­но предположить, что он может его целиком использовать. Ведь учитель будет вносить в программу изменения, связанные с уровнем подготов­ленности конкретных учеников, которые избрали данный курс (выбира­ют-то ученики); с наличием тех или иных средств обучения в школе; с личными интересами, уровнем подготовки учителя и т.д. Это означает, что, взяв программу и/или учебное пособие, учитель начнет переделывать его «под себя». Может быть и другой вариант. Поработав по какому-то пособию (учебной программе), учитель придет к выводу, что для реше­ния проблем пришедших к нему на курс учеников надо не переделывать имеющуюся программу, а создавать новую, свою. Что необходимо учи­тывать в этом случае, на что нельзя не обратить внимания?

Наверх страницы