Виды элективных курсов
Хорошо представляю себе картину: учитель, которому навязали преподавание элективного курса, входит в класс и, «агитируя» подопечных, говорит о том, что на изучение истории (математики, биологии...) в учебном плане 10 класса отведено до смешного мало времени; что для того, чтобы достойно сдать экзамены, конечно же надо добавить часик; что содержание элективного курса удивительно интересно, но всем до очевидности ясно, что его надо отложить «до лучших времен» и заняться «делом».... Потом сообщает время и место встречи на «обязательном-элективном», добавляя при этом для убедительности, что те, кому эта встреча покажется ненужной, на хорошую отметку по его предмету могут не рассчитывать. Так бывало на «обязательных факультативах», так может произойти и с элективными курсами. Для того чтобы так не случилось, мы обсудим сначала, какие образовательные задачи могут быть решены элективными курсами.
Начнем с того, что право принятия учеником ответственного решения — мощнейший педагогический ресурс. Сама возможность такого выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственного решения. Для того чтобы выбрать что-то, от чего-то необходимо отказаться, т. е. надо решить проблему. Это означает, что надо оценить, что именно, для чего и с чьей помощью следует изучать. У классного руководителя, учителя, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования, и уже только из-за этого стоит вводить в учебный план школы курсы по выбору.
Но в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования элективные курсы вводились не с этой целью. По замыслу идеологов реформы,, кроме решения основной проблемы — обучения ученика делать ответственный выбор ( а учится выбирать, можно только выбирая на самом деле) — элективные курсы должны помочь в решении двух важнейших задач.
Первая из них — создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него,
Думаю, не надо доказывать, что выбор 15-летним человеком жизненного пути и связанный с этим выбор профиля учения очень часто является не окончательным. Чаще всего в этом возрасте школьник точно знает то, что ему не нравится, чем он почти наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем, собственно, он хочет заниматься в жизни, он не может — он просто никогда не пробовал (не имел возможности) серьезно заняться гуманитарными науками или, например, лингвистикой. Юноше или девушке кажется, что если он любит читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать на механико-математический факультет университета и т.д. и т.п. Одним словом, он не только не ответил, но даже не сформулировал для себя два ключевых вопроса, которые должны стоять перед ним в старшей школе: «Могу ли?» и «Хочу ли?» заниматься тем или другим делом. Причем именно от сочетания утвердительных и отрицательных ответов на эти вопросы и зависит выбор жизненного пути. В школе мы сталкивались как с вариантом, когда старшеклассники, которые многое могут и даже хорошо учатся, ничего не хотят, так и с обратным и промежуточными вариантами. Нам, учителям, ясно, что любовь к чтению исторических романов никак не связана с успешностью в исторических науках, а интерес к пиротехническим эффектам — это еше не любовь к химии. На уроках же по общеобразовательным и профильным предметам мы вынуждены ежечасно доводить до сведения ученика «новый материал» и.... Одним словом, времени на то, чтобы познакомить подростка со спецификой деятельности исследователя или организатора производства, физика или историка, у нас просто пег. Некогда нам «до одури» повторять один и тот же эксперимент, обсуждая — почему, собственно, он не получился; некогда сходить в архив или почитать друг другу стихи. Одним словом, не было у нашего ученика в учебном плане места для проб и ошибок. Этим местом могут и должны стать элективные курсы определенного вида. Этот вид элективных курсов мы условно назвали «пробные».
Аналогом пробных элективных курсов можно считать ту часть прежних факультативов, программы которых были ориентированы на знакомство с видами деятельности, характерными для человека, работающего в той или иной образовательной области. Разница состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а элективные курсы для всех (какие-то элективные курсы должен выбрать каждый старшеклассник) и являются они составной частью индивидуального учебного плана ученика.
Итак, программами, учебными пособиями по курсам этого вида (наряду со специально созданными) могут стать программы и учебные пособия, разработанные для факультативных занятий.
Вторая задача — помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.
Предположим, ученик утвердился во мнении, что он должен осваивать программу филологического класса. Но кем он будет — журналистом, литературным критиком или корректором, он пока не решил. Для подобного решения у него нет пока оснований, реального опыта для рефлексии. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы, но несколько другие, чем те, о которых мы говорили выше. Элективные курсы данного вида мы назвали «ориентационными».
Думается, что содержание и способы' работу творческого кружка» Но не танцев и драматической студии, а астрономии, журналистики, практического стихосложения и т.д. Программы этих курсов должны иметь больше «свободы», учитель должен будет корректировать программу (может быть, на каждом уроке), реагируя на интерес группы учеников или каждого ученика в отдельности. Написал ученик удачное эссе, сочинил стихотворение, принес в класс модель вечного двигателя, и учитель обязан остановиться, выслушать, обсудить.
Понятно, что такая «ситуативная» образовательная технология не слишком близка российскому учителю. Гораздо легче начинать урок, зная, чем его надо закончить. Но осваивать подобный способ работы надо, если мы хотим помочь старшекласснику не только получить аттестат, но и найти свое место в жизни.
Сложности возникнут и с подбором учебной литературы. Вероятно, ее роль смогут исполнить научно-популярные издания, справочники, отдельные главы учебных пособий для школ с углубленным изучением того или иного предмета, в отдельных случаях — для профессиональной школы.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что вышеприведенное деление элективных курсов на виды весьма условно. На практике решаемые элективными курсами задачи будут пересекаться. Но! При составлении школой учебного плана, определений необходимого набора курсов (создания «поля выбора») без понимания того — кому. какой и зачем элективный курс может быть нужен, без этого условного деления обойтись вряд ли удастся.