Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куйтунский район, п. Харик, улица Ленина, 14
Телефон: 8 (395)-369-41-78

Виды элективных курсов

  |  Просмотров: 101

Хорошо представляю себе картину: учитель, которому навязали преподавание элективного курса, входит в класс и, «агитируя» подопеч­ных, говорит о том, что на изучение истории (математики, биологии...) в учебном плане 10 класса отведено до смешного мало времени; что для того, чтобы достойно сдать экзамены, конечно же надо добавить часик; что содержание элективного курса удивительно интересно, но всем до очевидности ясно, что его надо отложить «до лучших времен» и заняться «делом».... Потом сообщает время и место встречи на «обязательном-элективном», добавляя при этом для убедительности, что те, кому эта встреча покажется ненужной, на хорошую отметку по его предмету мо­гут не рассчитывать. Так бывало на «обязательных факультативах», так может произойти и с элективными курсами. Для того чтобы так не слу­чилось, мы обсудим сначала, какие образовательные задачи могут быть решены элективными курсами.

Начнем с того, что право принятия учеником ответственного реше­ния — мощнейший педагогический ресурс. Сама возможность такого выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственно­го решения. Для того чтобы выбрать что-то, от чего-то необходимо отказаться, т. е. надо решить проблему. Это означает, что надо оце­нить, что именно, для чего и с чьей помощью следует изучать. У класс­ного руководителя, учителя, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования, и уже только из-за этого стоит вводить в учебный план школы курсы по выбору.

Но в рамках реализации концепции профильного обучения на стар­шей ступени общего образования элективные курсы вводились не с этой целью. По замыслу идеологов реформы,, кроме решения основной про­блемы — обучения ученика делать ответственный выбор ( а учится выбирать, можно только выбирая на самом деле) — элективные курсы дол­жны помочь в решении двух важнейших задач.

 

Первая из них — создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с опре­деленным видом профессиональной деятельности, или отказался от него,

Думаю, не надо доказывать, что выбор 15-летним человеком жиз­ненного пути и связанный с этим выбор профиля учения очень часто является не окончательным. Чаще всего в этом возрасте школьник точно знает то, что ему не нравится, чем он почти наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем, собственно, он хочет заниматься в жизни, он не может — он просто никогда не пробо­вал (не имел возможности) серьезно заняться гуманитарными науками или, например, лингвистикой. Юноше или девушке кажется, что если он любит читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать на механико-математи­ческий факультет университета и т.д. и т.п. Одним словом, он не только не ответил, но даже не сформулировал для себя два ключевых вопроса, которые должны стоять перед ним в старшей школе: «Могу ли?» и «Хочу ли?» заниматься тем или другим делом. Причем именно от сочетания утвердительных и отрицательных ответов на эти вопросы и зависит вы­бор жизненного пути. В школе мы сталкивались как с вариантом, когда старшеклассники, которые многое могут и даже хорошо учатся, ничего не хотят, так и с обратным и промежуточными вариантами. Нам, учите­лям, ясно, что любовь к чтению исторических романов никак не связана с успешностью в исторических науках, а интерес к пиротехническим эффектам — это еше не любовь к химии. На уроках же по общеобразо­вательным и профильным предметам мы вынуждены ежечасно доводить до сведения ученика «новый материал» и.... Одним словом, времени на то, чтобы познакомить подростка со спецификой деятельности исследо­вателя или организатора производства, физика или историка, у нас про­сто пег. Некогда нам «до одури» повторять один и тот же эксперимент, обсуждая — почему, собственно, он не получился; некогда сходить в архив или почитать друг другу стихи. Одним словом, не было у нашего ученика в учебном плане места для проб и ошибок. Этим местом могут и должны стать элективные курсы определенного вида. Этот вид элек­тивных курсов мы условно назвали «пробные».                                                                                

Аналогом пробных элективных курсов можно считать ту часть преж­них факультативов, программы которых были ориентированы на знакомство с видами деятельности, характерными для человека, работающе­го в той или иной образовательной области. Разница состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а элективные курсы для всех (какие-то элективные курсы должен выбрать каждый старшеклассник) и являются они составной частью индивидуального учебного плана ученика.

Итак, программами, учебными пособиями по курсам этого вида (наряду со специально созданными) могут стать программы и учебные пособия, разработанные для факультативных занятий.

 Вторая задача — помочь старшекласснику, совершившему перво­начальный выбор образовательной области для более тщательного изу­чения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Предположим, ученик утвердился во мнении, что он должен осваи­вать программу филологического класса. Но кем он будет — журналис­том, литературным критиком или корректором, он пока не решил. Для подобного решения у него нет пока оснований, реального опыта для рефлексии. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы, но несколько другие, чем те, о которых мы говорили выше. Элек­тивные курсы данного вида мы назвали «ориентационными».

Думается, что содержание и способы' работу творческого кружка» Но не танцев и драматической студии, а астрономии, журналистики, практического стихосложения и т.д. Программы этих курсов должны иметь больше «сво­боды», учитель должен будет корректировать программу (может быть, на каждом уроке), реагируя на интерес группы учеников или каждого ученика в отдельности. Написал ученик удачное эссе, сочинил стихотво­рение, принес в класс модель вечного двигателя, и учитель обязан оста­новиться, выслушать, обсудить.

Понятно, что такая «ситуативная» образовательная технология не слишком близка российскому учителю. Гораздо легче начинать урок, зная, чем его надо закончить. Но осваивать подобный способ работы надо, если мы хотим помочь старшекласснику не только получить аттестат, но и найти свое место в жизни.

Сложности возникнут и с подбором учебной литературы. Вероятно, ее роль смогут исполнить научно-популярные издания, справочники, отдель­ные главы учебных пособий для школ с углубленным изучением того или иного предмета, в отдельных случаях — для профессиональной школы.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что вышепри­веденное деление элективных курсов на виды весьма условно. На практике решаемые элективными курсами задачи будут пересекаться. Но! При составлении школой учебного плана, определений необходимого набора курсов (создания «поля выбора») без понимания того — кому. какой и зачем элективный курс может быть нужен, без этого условного деления обойтись вряд ли удастся.

Наверх страницы