Содержание курсов
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Содержание программы курса по выбору, прежде всего, зависит от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе и состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т.п.). Часто бывает так, что в одной группе нужно, например, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учеников, а в другой — научить их решать задачи повышенного уровня сложности. Но какие бы задачи ни ставил перед собой учитель, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий (в некоторых из них кратко повторены позиции, сформулированные выше):
• Курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. В противном случае и «ликвидация пробелов» и «углубленная подготовка» переродятся во вполне традиционное натаскивание.
• Содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Я учусь в социально-гуманитарном классе не потому, что не нашел в себе силы выучить таблицу умножения, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»).
• Отбирая содержание, учитель (автор программы, учебника) должен ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?».
• Элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации («Пойду на социально-гуманитарный профиль, потому что мне интересно то-то и то-то, у меня хорошо получается то-то»). Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на главные вопросы. В связи с этим вполне возможна, на наш взгляд, ситуация, когда не весь объем содержания элективного курса является строго обязательным. Может быть, какой-то его объем минимально необходим, а все остальное — «по потребностям». Доминанта умений и позитивного опыта может быть обеспечена на любом завершенном содержательном модуле или блоке. Возможен и такой вариант, при котором ученик может выполнить обязательный набор заданий на одной содержательной теме.
• Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), т. е. повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность — работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.).
• Курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
• Содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения.
• Если автор относит (условно) свой курс к ориентирующим, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить
представление о характере профессиональной деятельности (юрист, экономист, журналист, зоотехник и т.д.).
• Хорошо, если программа курса состоит из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия
по другому курсу.
Отобранное содержание должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а с другой — предоставляя ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Содержание курса может представлять собой:
• расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового курса («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);
• введение в одну из «сопутствующих» данному предмету наук профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);
• отдельные фрагменты из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения («Естествознание», например) или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).
ВОПРОСЫ АВТОРУ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Представленные в данном сборнике программы не покрывают всего спектра возможностей элективных курсов. Это, в частности, означает, что каждый учитель на базе представленной программы будет разрабатывать свою, исходя из запроса данной школы, ее учеников. То есть, каждого читателя сборника мы рассматриваем как потенциального автора (соавтора) программы, представленной в сборнике. Именно поэтому мы позволим себе дать ему некоторые предварительные рекомендации.
Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, педагогу полезно ответить на вопросы:
• На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки (помочь ученику сориентироваться в выборе пути продолжения образования и/или профессиональной деятельности, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)?
• Чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса (оно вообще не представлено в общеобразовательном или профильном предмете; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?
• Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)?
• Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
• Какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности?
• Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?
• Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?
• Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?
Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы, отредактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование.
Организация работы элективных курсов в школе
Педагогические эффекты от появления элективных курсов в учебном плане школы могут быть существенно усилены, если администрация точно определит их место в образовательном пространстве учреждения, уделит внимание их ресурсному (в первую очередь, кадровому) обеспечению.
КТО ДОЛЖЕН ВЕСТИ ЗАНЯТИЯ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ
При подборе учителя для работы на элективном курсе администрация должна учесть несколько соображений.
а)3анятия на элективных курсах могут позволить старшекласснику проверить правильность сделанного выбора (профиля обучения), который в значительной степени определят образовательные перспективы выпускника средней школы.
Дело в том, что выбор или отказ от профиля обучения в старшей школе на практике во многом определяется характером сложившихся взаимоотношений между конкретным учеником и учителем-предметником. Следствием, монополии учителя на предмет является то, что в гуманитарных, например, классах учатся не последователи Пушкина и Карамзина, а ученики, «обиженные учителем математики». Отсюда — простое правило. Надо постараться так распределить нагрузку, чтобы один учитель вел общеобразовательный предмет, другой — элективный, принадлежащий той же образовательной области. Понятно, что так может получиться далеко не всегда (в школе всего один естественник), но
стремиться к подобному решению вопроса надо. Следует понимать, что, вводя в процесс преподавания какого-либо предмета несколько человек, школа, кроме решения вышеупомянутой проблемы, создаст:
• Команду предметников, которые работают в одних и тех же классах с одними и теми же учениками. Это, во-первых, открывает возможности для совместного творчества; во-вторых, создает ситуацию здоровой конкуренции между педагогами (все учителя хотят быть уважаемыми, любимыми); в-третьих, позволяет ученику услышать разные трактовки одних и тех же понятий, ответить на одни и те же, но по-разному сформулированные (разными словами высказанные) вопросы.
• Ограничивает возможность использования учителями элективных курсов не по назначению, как дополнительных занятий по предмету (надо договариваться с учителем-партнером, завучем и т.д.).
б) Через вовлечение в преподавание элективных курсов родителей, педагогов дополнительного образования, учебно-производственных комбинатов, студентов и т.д. школа может пополниться весьма перспективными преподавателями. Все эти люди, приходя в школу под интересную идею (сделать свое хобби работой по совместительству), могут, начав работать на элективных курсах, задержаться в школе, стать через какое-то время основными ее преподавателями.
в)Преподавание элективных курсов имеет существенную специфику. «Крепкому» традиционному учителю («дающему хорошие результаты») тяжело сделать над собой усилие и перестать требовать от ученика точного воспроизведения всего того, что им было сказано на предыдущем уроке. Но в каждой школе есть люди, может быть «не столь успешные», но творческие. У них бывают проблемы с дисциплиной, они любят и умеют работать индивидуально. Для таких педагогов элективные курсы являются тем новым местом в школе, работа в котором может изменить их статус.
Наличие элективных курсов в учебном плане легализует пребывание в школе столь нужных подросткам увлеченных чем-то чудаков, место которых ранее было лишь на секциях, в кружках. Многие десятилетия в отечественных школах руководители этих клубов по интересам, исполняя главную мотивационную партию (очень часто ученик готов ходить в школу и «терпеть» уроки из-за волейбольной секции или драматической студии) и выполняя значительную часть воспитательной работы, были «на вторых ролях». С появлением в школе элективных курсов соотношение сил в педагогическом коллективе может измениться.
С необходимостью устранения дефицита кадров связаны и такие решения, как создание муниципальных образовательных сетей. Например, проведение элективных курсов по астрономии в педагогическом университете или дворце творчества, если там есть кадры соответствующей квалификации и современные средства обучения (обсерватория, планетарий и т.д.), для учащихся 5—7 близлежащих школ. Понятно, что подобные варианты расширения образовательного поля ученика достаточно сложны: необходимо решать вопросы, связанные с поисками механизмов оплаты преподавателей, работающих с учениками сразу нескольких школ, согласования расписаний, перемещения старшеклассников и т.д. Но тем не менее на такие варианты объединений усилий целой группы учреждений для обеспечения качества образовательной услуги, предоставляемой ученику на элективном курсе, идти, в отдельных случаях, надо.
И еще одно замечание. Вероятно, на первом этапе руководителям школ не следует надеяться на то, что учителя будут «драться» за право вести элективные курсы. Новые технологии, отсутствие учебника, много времени на подготовку... Следует задуматься над вариантами стимулирования учителя к этому виду работы. Администрация может предусмотреть возможность доплаты за работу на элективных курсах (внебюджетные средства, часы, выделенные на методическую работу) и/или ввести новый критерий для осуществления процедуры аттестации.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЬНОМ РАСПИСАНИИ
Время, отводимое школой (завучем) на изучение того или иного предмета как в течение дня, так и во время недели, показывает ученику действительное отношение к нему руководства. Можно сколь угодно долго говорить на педагогических советах и родительских собраниях о важности предметов образовательной области «Естествознание» в лингвистической гимназии, но если химия оказывается в расписании на первом или последнем уроках и по субботам, а иностранный язык всегда в середине дня и недели, то родителям становится все ясно. То же и с элективными курсами. Поставим их на первые и последние уроки или сконцентрируем в субботу — намекнем всем на необязательность, второстепенность курсов.
Практика работы школ показывает, что одним из наиболее удачных решений является вариант, при котором все элективные курсы концентрируются на один день в середине недели. Это, с одной стороны, позволяет решить массу организационных вопросов (расписание, перемещение, помещение и т.д.), а с другой — позволяет замученному подготовкой к вступительным и выпускным экзаменам (именно в этой последовательности) старшекласснику сменить в середине недели вид учебной работы, отдохнуть от пресса отметки