На пути к школе без классов
Элективные курсы создают предпосылки и для того, чтобы мы начали пробовать варианты иного, нежели «по классам», способа организации учеников в школе.
Если руководство образовательного учреждения принимает решение о том, что элективные курсы будут проходить внутри школы, то эти курсы могут «принадлежать» или параллели, или ступени школы. И тот, 80
и другой вариант имеет право на существование. Оба они позволяют собрать вместе учеников в группы по интересам, сделав их не такими малочисленными; расширить образовательные горизонты ученика внутри школы, дать ему новые ориентиры для самооценки; дать учителю возможность организовать работу разновозрастных групп и т.д. и т.п.
Введение в практику работы подобных новшеств, рефлексия результатов, не могут не повлиять на отношение учителей к отличным от традиционных для российских школ способам организации образовательного процесса.
Еще раз об образовательных технологиях
Как уже говорилось выше, применяемые учителем на курсах по выбору образовательные технологии должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему быть успешным на следующей ступени обучения или послешкольной профессиональной деятельности (ведения самостоятельно учебного исследования, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы во время дискуссии и т.д.). Но не только на это следует обратить внимание автору учебной программы элективного курса, учителю, который ведет занятия.
Наиболее сложным, не имеющим однозначного ответа, является вопрос об оценке уровня достижений учащихся. Совершенно ясно, что поставить банальную двойку за работу по курсу, который ученик избрал по собственной инициативе, нельзя. Да и проведение традиционной контрольной не слишком вяжется с задачами курса. И вообще, об оценке или отметке здесь следует говорить? Если речь идет о создании на занятиях ситуации, способствующей возникновению у школьника мотивации к учению, то учительская отметка, занесенная в журнал, здесь неуместна. Вероятно, наиболее действенным «оружием» будет являться оценка сделанного, созданного учеником. «Продукт» (установка, текст и т.д.) должен быть представлен на суд его же коллег-старшеклассников, оценен ими. Уровень же успешности будет определяться, с одной стороны, «реакцией публики» (подобно тому, как по уровню аплодисментов определяют успех спектакля), а с другой — широтой «публикации» наработанного. Эссе одного старшеклассника будет опубликовано в школьной газете; научный доклад другого — представлен на районный конкурс научных работ; остальные работы обсуждены в классе. Учителя, администратора не должно «напрягать» то, что в журнале нет традиционной отметки по предмету. Администраторам, учителям надо помнить, что элективные курсы относятся к школьному компоненту учебного плана. Это означает, что содержание и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно
Элективные курсы в учебном плане основной школы
Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Этот выбор подросток должен совершить и в отношении «...индивидуальной образовательной (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образования) траектории...», и, в какой-то степени, относительно предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Множественность ситуации выбора расширится в том случае, если старшая школа, которая будет продолжать обмениваться обучающимися с начальной профессиональной, сама, что весьма вероятно, разделится на традиционную (много и однопрофильные) и академическую (гимназии и лицеи). Возникает еще одно поле выбора — выбор вида дальнейшей деятельности: интеллектуальная, организаторская и т.д.
Следует заметить, что выбор учеником образовательной программы того или иного профиля » старшей школе сегодня в большинстве случаев носит случайный характер. Определяющими факторами обычно становятся семейные традиции, рекомендации соседей, друзей, «уход» от конфликтной ситуации с учителем в якобы любимый профиль и т.д. Результат — необходимость смены профиля, уход «в никуда» и пр.
Простое сопоставление количества учащихся, поступивших в 10 классы и затем переведенных в 11, показывает, что более 5% учащихся покидают школу. Одна из главных причин — неподготовленность ученика к освоению образовательных программ старшей школы.
Условиями решения этой задачи, является, с одной стороны, «...построение школы на принципе множественности видов деятельности ребенка...», а с другой — «...установление разумных ограничений или пределов свободы при осуществлении самоопределения». Это противоречие и определяет структуру настоящего раздела концепции: сначала необходимо сформулировать условия достижения цели (способность осознанно совершить выбор); затем — описать ограничения и риски, которые возникают в основной школе вследствие расширения поля свободы.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает создание в основной школе условий, позволяющих ученику совершить ответственный и осознанный выбор «.. .в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
Предварительные результаты обсуждения в субъектах РФ Концепции показывают, что 89% респондентов признали необходимость организации предпрофильной ориентации учащихся выпускного класса средней школы.
ВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Временные ресурсы на организацию элективных курсов в основной школе определяет Базисный учебный план (учитывая, что экспериментальные Базисные учебные планы превышают по объему вариативный компонент БУП-98, мы рассматриваем его как «нижнюю планку).
Курсыповыбору, вариативного компонента (при 5-дневной неделе — 2 часа в неделю; при 6-дневной неделе — 5 часов)
5-дневка Вариант |
Часоввгод |
Продолжительностькурса, ч |
|
|
|
14 (одначетверть) |
28 (полугодие) |
|
|
Количествокурсоввгод |
|
2 |
68 |
4 |
2 |
|
|
|
|
6-дневка Вариант |
Часоввгод |
Продолжительностькурса, ч |
|
|
|
14 (одначетверть) |
28 (полугодие) |
|
|
Количествокурсоввгод |
|
5 |
170 |
12 |
6 |
Курсы по выбору для реализации возможностей профильного самоопределения должны соответствовать следующим требованиям:
• Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным.
• Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.
• Содержание курсов по выбору должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомящую учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
• В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов по выбору может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (история науки и техники, астрофизика, элементы математической статистики, различного рода практикумы и т.д.).
Курсы по выбору за счет часов вариативного компонента в сочетании с частичным использованием часов образовательной области «Технология»
В дополнение к возможностям изложенного выше варианта допустимо использование часов из образовательной области «Технология». Данное предложение вызвано тем, что в значительной части школ либо отсутствует необходимая материальная база для реализации этого курса, либо она не соответствует современным требованиям.
При этом варианте образовательный стандарт по технологии может быть освоен учащимися до 8 класса включительно, а далее этот временной ресурс отводится на профессиональную ориентацию и курсы по выбору предпрофильной направленности.
Целесообразно сохранить деление классов на подгруппы при использовании часов образовательной области «Технология» для организации курсов по выбору.
Таким образом, компоновка вариативной части учебного плана может выглядеть следующим образом.
5-дневка Вариант |
Часоввгод |
Продолжительностькурса, ч |
|
14 |
28 |
||
Максимальновозможное количествокурсоввгод |
|||
5 (+3 дляделения наподгруппы) |
140 |
10 |
5 |
6-дневка Вариант |
Часоввгод |
Продолжительностькурса, ч |
|
14 |
28 |
||
Максимальновозможное количествокурсоввгод |
|||
8 (+3 дляделения наподгруппы) |
272 |
19 |
9 |
В этих таблицах приводится:
• Вариант полного использования часов образовательной области «Технология» в 9 классе. В зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, возможно частичное использование этого ресурса.
• Расчет, исходящий из предположения, что школа избрала варианты 2-часовых четвертных или полугодовых элективных курсов. Не исключаются и программы, основанные на одночасовых вариантах (в неделю), а также сочетание курсов различного формата (недельная нагрузка, продолжительность) в учебном плане школы.
ВОЗМОЖНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
• Предусмотреть возможность деления класса на подгруппы, при организации занятий по курсам предпрофильной подготовки. Это позволит индивидуализировать процесс обучения, активно применять проектные и исследовательские формы, реализовывать деятельностный подход.
• При возможности привлекать к преподаванию курсов профильной подготовки в 9 классах работников профессиональной школы, науки, производства и других сфер деятельности.
• Использовать ресурсы дополнительного образования школы и муниципальной системы для организации кружков, клубов, студий и пр. в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворения познавательных интересов.
• Использовать современные телекоммуникационные возможности, которые появляются благодаря реализации Федеральной программы информатизации школ (Интернет-технологии, CD-диски, дистанционные формы и т.д.).
ПРОГРАММЫ, УЧЕБНЫЕ КНИГИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Значительная часть программ (учебных пособий) по элективным кур-/ сам, разработанных для старшей профильной школы, являются вполне применимыми и в основной школе. При этом, конечно же, учителю придется сделать некоторые сокращения материала, упростить проверочные процедуры и т.д. Но создание для предпрофильной подготовки специальных программ, учебных пособий вряд ли является первоочередной задачей.
В заключение разговора о подготовке выпускника основной школы к« выбору профиля в старшей школе следует сказать, что, конечно же, эту работу надо вести не только в выпускном классе. Создать условия, при которых ученик научится принимать решения, от чего-то отказываясь, можно только перестроив организацию образовательного процесса во всей основной и, быть может, начальной школе, но..., ведь надо же начинать с чего-то.
* * *
Все вышеизложенное определило структуру настоящего сборника. Каждый его раздел представлен отдельной брошюрой, содержание которой составляют материалы и программы элективных курсов по одной из образовательных областей: «Математика», «Филология», «Обществознание», «Естествознание», «Информатика», «Технология».
Каждый раздел предваряется короткими замечаниями, в которых кто-то из экспертов останавливается на обсуждении специфики содержания и способов преподавания элективных курсов, относящихся к той или иной образовательной области; затем 2—3 курса представляются с подробными пояснениями; заключают раздел краткие программы.
Мы надеемся, что представленные в сборнике материалы помогут руководителям школ, учителям-практикам начать работу, направленную на конкретизацию задач элективных курсов в учебных планах старшей и основной школы, совершенствование их содержания, освоение учителями эффективных, современных образовательных технологий.