Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куйтунский район, п. Харик, улица Ленина, 14
Телефон: 8 (395)-369-41-78

На пути к школе без классов

  |  Просмотров: 55

Элективные курсы создают предпосылки и для того, чтобы мы на­чали пробовать варианты иного, нежели «по классам», способа органи­зации учеников в школе.

Если руководство образовательного учреждения принимает реше­ние о том, что элективные курсы будут проходить внутри школы, то эти курсы могут «принадлежать» или параллели, или ступени школы. И тот, 80

и другой вариант имеет право на существование. Оба они позволяют собрать вместе учеников в группы по интересам, сделав их не такими малочисленными; расширить образовательные горизонты ученика внут­ри школы, дать ему новые ориентиры для самооценки; дать учителю возможность организовать работу разновозрастных групп и т.д. и т.п.

Введение в практику работы подобных новшеств, рефлексия резуль­татов, не могут не повлиять на отношение учителей к отличным от тра­диционных для российских школ способам организации образовательно­го процесса.

Еще раз об образовательных технологиях

Как уже говорилось выше, применяемые учителем на курсах по выбору образовательные технологии должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему быть успешным на следующей ступени обучения или послешкольной профес­сиональной деятельности (ведения самостоятельно учебного исследова­ния, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы во время дискуссии и т.д.). Но не только на это следует обратить внима­ние автору учебной программы элективного курса, учителю, который ведет занятия.

Наиболее сложным, не имеющим однозначного ответа, является вопрос об оценке уровня достижений учащихся. Совершенно ясно, что поставить банальную двойку за работу по курсу, который ученик избрал по собственной инициативе, нельзя. Да и проведение традиционной кон­трольной не слишком вяжется с задачами курса. И вообще, об оценке или отметке здесь следует говорить? Если речь идет о создании на заня­тиях ситуации, способствующей возникновению у школьника мотивации к учению, то учительская отметка, занесенная в журнал, здесь неуместна. Вероятно, наиболее действенным «оружием» будет являться оценка сде­ланного, созданного учеником. «Продукт» (установка, текст и т.д.) дол­жен быть представлен на суд его же коллег-старшеклассников, оценен ими. Уровень же успешности будет определяться, с одной стороны, «ре­акцией публики» (подобно тому, как по уровню аплодисментов опреде­ляют успех спектакля), а с другой — широтой «публикации» наработан­ного. Эссе одного старшеклассника будет опубликовано в школьной газете; научный доклад другого — представлен на районный конкурс научных работ; остальные работы обсуждены в классе. Учителя, админи­стратора не должно «напрягать» то, что в журнале нет традиционной отметки по предмету. Администраторам, учителям надо помнить, что элективные курсы относятся к школьному компоненту учебного плана. Это означает, что содержание и правила его освоения (включая опреде­ление форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно

Элективные курсы в учебном плане основной школы

Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени ста­вит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Этот выбор подросток должен совершить и в отношении «...индивидуальной образовательной (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образова­ния) траектории...», и, в какой-то степени, относительно предваритель­ного самоопределения в отношении профилирующего направления соб­ственной деятельности.

Множественность ситуации выбора расширится в том случае, если старшая школа, которая будет продолжать обмениваться обучающимися с начальной профессиональной, сама, что весьма вероятно, разделится на традиционную (много и однопрофильные) и академическую (гимна­зии и лицеи). Возникает еще одно поле выбора — выбор вида дальней­шей деятельности: интеллектуальная, организаторская и т.д.

Следует заметить, что выбор учеником образовательной программы того или иного профиля » старшей школе сегодня в большинстве случаев носит случайный характер. Определяющими факторами обычно стано­вятся семейные традиции, рекомендации соседей, друзей, «уход» от кон­фликтной ситуации с учителем в якобы любимый профиль и т.д. Резуль­тат — необходимость смены профиля, уход «в никуда» и пр.

Простое сопоставление количества учащихся, поступивших в 10 классы и затем переведенных в 11, показывает, что более 5% учащихся покидают школу. Одна из главных причин — неподготовленность учени­ка к освоению образовательных программ старшей школы.

Условиями решения этой задачи, является, с одной стороны, «...по­строение школы на принципе множественности видов деятельности ре­бенка...», а с другой — «...установление разумных ограничений или пределов свободы при осуществлении самоопределения». Это противо­речие и определяет структуру настоящего раздела концепции: сначала необходимо сформулировать условия достижения цели (способность осознанно совершить выбор); затем — описать ограничения и риски, ко­торые возникают в основной школе вследствие расширения поля свободы.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего обра­зования предполагает создание в основной школе условий, позволяющих ученику совершить ответственный и осознанный выбор «.. .в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Предварительные результаты обсуждения в субъектах РФ Концепции показывают, что 89% респондентов признали необходимость организации предпрофильной ориентации учащихся выпускного класса средней школы.

ВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Временные ресурсы на организацию элективных курсов в основной школе определяет Базисный учебный план (учитывая, что эксперименталь­ные Базисные учебные планы превышают по объему вариативный компо­нент БУП-98, мы рассматриваем его как «нижнюю планку).

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Курсыповыборувариативного компонента (при 5-дневной неделе — 2 часа в неделю; при 6-дневной неделе — 5 часов)

5-дневка Вариант

Часоввгод

Продолжительностькурса, ч

 

 

 

 

14 (одначетверть)

28

(полугодие)

 

 

 

 

Количествокурсоввгод

2

68

4

2

 

 

 

6-дневка Вариант

Часоввгод

Продолжительностькурса, ч

 

 

 

 

14 (одначетверть)

28

(полугодие)

 

 

 

 

Количествокурсоввгод

5

170

12

6

Курсы по выбору для реализации возможностей профильного само­определения должны соответствовать следующим требованиям:

•  Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный харак­тер, их количество должно быть избыточным.

•  Необходимо создать такие условия в организации учебного процес­са, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.

• Содержание курсов по выбору должно включать не только инфор­мацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомя­щую учеников со способами деятельности, необходимыми для успешно­го освоения программы того или иного профиля.

•  В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов   содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов по выбору может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школь­ной программы (история науки и техники, астрофизика, элементы мате­матической статистики, различного рода практикумы и т.д.).

Курсы по выбору за счет часов вариативного компонента в сочетании с частичным использованием часов образовательной области «Техноло­гия»

В дополнение к возможностям изложенного выше варианта допус­тимо использование часов из образовательной области «Технология». Данное предложение вызвано тем, что в значительной части школ либо отсутствует необходимая материальная база для реализации этого курса, либо она не соответствует современным требованиям.

При этом варианте образовательный стандарт по технологии может быть освоен учащимися до 8 класса включительно, а далее этот времен­ной ресурс отводится на профессиональную ориентацию и курсы по выбору предпрофильной направленности.

Целесообразно сохранить деление классов на подгруппы при исполь­зовании часов образовательной области «Технология» для организации курсов по выбору.

Таким образом, компоновка вариативной части учебного плана может выглядеть следующим образом.

5-дневка Вариант

Часоввгод

Продолжительностькурса, ч

14

28

Максимальновозможное количествокурсоввгод

5 (+3 дляделения наподгруппы)

140

10

5

6-дневка

Вариант

Часоввгод

Продолжительностькурса, ч

14        

28

Максимальновозможное количествокурсоввгод

8

(+3 дляделения наподгруппы)

272

19

9

В этих таблицах приводится:

•  Вариант полного использования часов образовательной области «Технология» в 9 классе. В зависимости от конкретной ситуации, сло­жившейся в образовательном учреждении, возможно частичное исполь­зование этого ресурса.

•  Расчет, исходящий из предположения, что школа избрала вариан­ты 2-часовых четвертных или полугодовых элективных курсов. Не ис­ключаются и программы, основанные на одночасовых вариантах (в не­делю), а также сочетание курсов различного формата (недельная нагрузка, продолжительность) в учебном плане школы.

ВОЗМОЖНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

•  Предусмотреть возможность деления класса на подгруппы, при организации занятий по курсам предпрофильной подготовки. Это позволит индивидуализировать процесс обучения, активно применять проектные и исследовательские формы, реализовывать деятельностный подход.

•  При возможности привлекать к преподаванию курсов профильной подготовки в 9 классах работников профессиональной школы, науки, производства и других сфер деятельности.

•  Использовать ресурсы дополнительного образования школы и му­ниципальной системы для организации кружков, клубов, студий и пр. в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворения познавательных интересов.

•  Использовать современные телекоммуникационные возможности, которые появляются благодаря реализации Федеральной программы информатизации школ (Интернет-технологии, CD-диски, дистанционные формы и т.д.).

ПРОГРАММЫ, УЧЕБНЫЕ КНИГИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Значительная часть программ (учебных пособий) по элективным кур-/ сам, разработанных для старшей профильной школы, являются вполне при­менимыми и в основной школе. При этом, конечно же, учителю придется сделать некоторые сокращения материала, упростить проверочные проце­дуры и т.д. Но создание для предпрофильной подготовки специальных программ, учебных пособий вряд ли является первоочередной задачей.

В заключение разговора о подготовке выпускника основной школы к« выбору профиля в старшей школе следует сказать, что, конечно же, эту рабо­ту надо вести не только в выпускном классе. Создать условия, при которых ученик научится принимать решения, от чего-то отказываясь, можно только перестроив организацию образовательного процесса во всей основной и, быть может, начальной школе, но..., ведь надо же начинать с чего-то.

* * *

Все вышеизложенное определило структуру настоящего сборника. Каждый его раздел представлен отдельной брошюрой, содержание кото­рой составляют материалы и программы элективных курсов по одной из образовательных областей: «Математика», «Филология», «Обществознание», «Естествознание», «Информатика», «Технология».

Каждый раздел предваряется короткими замечаниями, в которых кто-то из экспертов останавливается на обсуждении специфики содержания и способов преподавания элективных курсов, относящихся к той или иной образовательной области; затем 2—3 курса представляются с подробны­ми пояснениями; заключают раздел краткие программы.

Мы надеемся, что представленные в сборнике материалы помогут руководителям школ, учителям-практикам начать работу, направленную на конкретизацию задач элективных курсов в учебных планах старшей и основной школы, совершенствование их содержания, освоение учителя­ми эффективных, современных образовательных технологий.

 
Наверх страницы